Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Урок русского языка в 6-м классе

по теме: "Причастный оборот в русской речи"

 

Цели урока

Образовательные:

дать понятие о причастном обороте;

рассмотреть условия обособления определений, выраженных причастными оборотами;

показать роль причастного оборота в русской речи.

 

Развивающие:

формирование умения определять границы причастного оборота в предложении, видеть определяемое слово, устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами;

РР обучение выразительному чтению и конструированию предложений с причастными оборотами;

предупреждение ошибок в употреблении причастных оборотов.

наблюдение над стилистическими особенностями предложений с причастными оборотами.

Воспитательные:

эстетическое воспитание в описании картины Айвазовского;

социализация личности ребёнка: воспитание сотруднических отношений в работе групп.

 

Оборудование:

репродукции-слайды картин И. Айвазовского;

компьютерная презентация с текстами и схемами для лингвистических наблюдений.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Ход  урока:

Орг.момент. Постановка цели урока в соответствии с темой.

 

Первая учебная ситуация. Орфографическая пятиминутка.

 

(Фронтально, устно, на основе работы с текстом, показанным через проектор).

 

Слайд № 1

Объяснить правописание гласных в словах с пропущенными буквами.

 

Наступивш … незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую ярко засветивш …ся звезду. Запах белой сирени, пышно распустивш …ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш …ся из-за облачка, рождал мечты.

Списать текст, обозначив графически орфограмму.

 

Вторая учебная ситуация. Лингвистические наблюдения на основе фронтальной беседы-повторения как освоение новой темы. Комплексная работа с текстом.

К какой части речи относятся слова с пропусками?

Докажите, вспомнив определение причастия.

Назовите его морфологические свойства, обратившись к примерам из текста.

Может ли причастие быть зависимым словом? А иметь при себе зависимые слова? Приведите примеры из текста.

Назовите синтаксическую функцию причастия?

Какова роль определений в тексте?

 

Слайд № 2. Перед вами новый слайд. Вы видите тот же текст. Некоторые словосочетания в нём выделены.

Наступивш … незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую ярко засветивш …ся звезду. Запах белой сирени, пышно распустивш …ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш …ся из-за облачка, рождал мечты.

Это причастные обороты. Проанализируйте и сравните их строение

и составьте самостоятельно определение понятия “причастный оборот”.

 

Слайд № 3.

 

Перед вами тот же текст без причастных оборотов.

………………………летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую ……………………..звезду. Запах белой сирени…………….. опьянял, а диск полной луны……………………………….. рождал мечты.

Сравните его с первоначальным вариантом.

Какую роль играет в тексте причастный оборот как оборот речи?

Использование в тексте причастных оборотов придаёт ему динамику, образность, яркость описания.

Попробуйте вставить (устно) в этот  текст  другие причастные обороты так, чтобы получилась несколько иная картина лунной ночи.

Пример ответа ученика:

Летняя ночь, наступившая почти мгновенно, укутала усталую землю темнотой и безмятежно дышащим покоем. Мы сидели на покосившемся от старости крыльце дачного домика и искали уже засветившуюся первую звезду. Запах белой сирени, недавно распустившейся под нашим окном, опьянял, а диск полной луны рождал объединявшие нас мечты.

 

Третья учебная ситуация.

– Найдите в тексте слова, от которых ставится этот вопрос, и обозначьте их графически.

Это определяемые слова.

– Выделите графически определяемые слова и причастные обороты в списанном вами тексте.

Четвёртая учебная ситуация. Словарно-терминологическая работа.

– Обратите внимание на пунктуацию предложений с причастными оборотами. Некоторые из них выделены запятыми, т.е. являются обособленными определениями. Что значит “обособить”? Составьте словарь корня.

Работа с доской. Подбираем однокоренные слова.

Сообщение сильного ученика на основе опережающей домашней работы со словарём С.И Ожегова

 

Обособить – выделить особо, ограничить

Особенный – не такой, как все, исключительный

Обособленный – стоящий особняком, отдельный

Обособление – выделение, ограничение

Обособиться – выделиться из общего,

изолироваться, занять особое положение

 

Пятая учебная ситуация. Поисковая.

– !!! Подумайте, от чего зависит обособленность причастного оборота?

Причастный оборот является обособленным определением после определяемого слова.

 

Шестая учебная ситуация. Комплексная работа. Описание картины И. Айвазовского “Девятый вал”

Эмоциональная подготовка к восприятию картины.

– Какие чувства вызывает у вас встреча с морем? Почему?

– Закройте глаза. Каким вы представляете сейчас море – бушующим, неистовым или ласковым, спокойным?

– Просмотр видеосюжета “Музыка шторма”.

– Море как страшная стихия, таинственная, непредсказуема, волшебная - это тема многих полотен великого русского живописца. Айвазовского. Познакомьтесь с этими произведениями. Показ слайдов с репродукциями картин Айвазовского. Слайды 9-11

– Поделитесь впечатлениями.

– Чем отличается творчество живописца от работы кинооператора?

Спишите текст, расставив знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Какую роль они играют в тексте?

Слайд № 4

 

Бушующее море мчит свои суровые волны, осв …щённые неяркими, тр …вожными лучами солнца, скрытого за стеной ту(?)ч. Злая стихия хочет пок …зать свою с …крушительную силу и подн …мает всё выше лавины воды, переел …вающейся всеми цветами радуги. Страшно за людей, спасающихся на обломках мачты.

 

Творческие задания (дифференцированно):

Сильные учащиеся. Работа в группах, парах или индивидуально (по желанию детей).

– Постарайтесь описать картину “Девятый вал”, используя в речи причастные обороты. Обозначьте их графически и, если это необходимо, пунктуационно.

Основной состав класса:

– По данному началу составьте из 3-5 предложений текст-описание по картине Айвазовского “Девятый вал”, включив в него данные причастные обороты, обособленные и необособленные. Обозначьте их графически. Не забудьте о знаках препинания. (См. слайд 5)

 

Слайд № 5

Причастные обороты:

Неистово бушующая стихия.

Обломок громадной мачты, сломанной жестоким ветром.

Обессиленные бурей люди.

Просвечивающаяся на солнце зелёным и голубым цветом волна.

 

Возможное начало текста.

Страшны валы воды во время шторма на море, но самый страшный девятый вал, роковой, сокрушительный…

 

Задание для слабых учеников.

– С причастиями “бушующий”, “тонущие”, “сверкающие” составьте причастные обороты для описания картины Айвазовского.

 

Седьмая учебная ситуация. Оценка деятельности класса. Ответы на вопросы учеников.

 

Домашнее задание.

Теория (параграф учебника).

Практика (дифференцированные задания):

 

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся и пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусаюшихся, вырывающие цветы, являются штрафующимися. (В. Ардов “Суконный язык”)

Задание:

Всегда ли уместно употребление причастий?

Почему этот текст вызывает у вас улыбку?

Попытайтесь его отредактировать, сохранив несколько причастных оборотов. Не забудьте о знаках препинания.

2. Основной состав класса.

 

Определение и исправление ошибок в предложениях с причастными оборотами.

1. В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьёзный интерес.

2. В мэрии состоялось обсуждение планов, касавшихся реконструкции старых зданий в центре Москвы.

3. На столе расставили блюда, заполненных разными яствами.

4. Рассуждавший бургомистр о выборах выглядел напыщенным.

5. Приятели молчали, несколько удивлённые этим случаем.

6. На террасе расставлены кресла, приготовленное для гостей.

3. Слабые ученики.

Выполнить указанное учителем упражнение учебника.